Главная Новости

Смысл песни Наутилус Помпилиус – Зверь

Опубликовано: 01.09.2018

видео Смысл песни Наутилус Помпилиус – Зверь

Матерь богов Наутилус Помпилиус Раскрываем песню (OST Брат) из фильма Брат с Сергеем Бодровым

Лирика Вячеслава Бутусова – это загадка даже для заядлых любителей русского рока, который, как известно, был и остаётся наиболее глубоким музыкальным жанром, когда речь идёт о текстах песен. Чего стоит один только «Гибралтар»! Но сегодня мы поговорим о другой не менее популярной композиции «Наутилуса» – песне «Зверь», в которой поётся о противоборстве лирического героя – охотника и неведомого Зверя.



Образы Зверя и Охотника в песне Наутилус Помпилиус – Зверь

Хотя песня посвящена Зверю (позволим себе называть его именно так – с большой буквы, ведь иного имени у Зверя нет), лирический герой (назовём его Охотником) играет в сюжете не меньшую роль. А точнее, в тексте есть довольно прозрачные намёки на то, что Охотник и Зверь – это если не одно целое, то, во всяком случае, очень близкие, родственные друг другу образы. Охотник точно знает, что переживает Зверь в тот или иной момент: он прямо говорит «это значит…» о его чувствах – именно так, а не «мне кажется», «наверное». Ближе к середине текста эта уверенность прямо проявляется в речи Охотника: «Он, я знаю, не спит», и наконец: «Я даже знаю, как болит у зверя в груди». А в заключительных строках пропадают даже и эти вводные слова. Теперь Охотник не говорит «это значит» или «я знаю» – он прямо рассказывает об ощущениях Зверя так, как если бы они были его собственными.


7 версий смысла песни ЧЕРНЫЕ ПТИЦЫ из фильма Брат группы Наутилус помпилиус

Кадр из фильма «Брат», в котором звучала песня Наутилус Помпилиус — Зверь

Что или кого могут символизировать Охотник и Зверь? Круг ассоциаций практически безграничен. Это нормально: если бы весь смысл песни Наутилуса «Зверь» можно было свести к одной простой метафоре, то этот текст не казался бы поклонникам таким глубоким, не вызывал бы столь сильных переживаний и мысленных образов. Я назову лишь несколько вариантов того, кем (или чем) могут быть на самом деле Зверь и Охотник.

Они могут означать две стороны одной личности: одно «я» таит в себе глубинные страхи или тёмные желания, другое же, «светлое», пытается их побороть. Зверь – метафора жизни, Охотник же – это смерть (или наоборот?). Смерть охотится за жизнью, загоняет её в угол, но финал песни оставляет надежду на возрождение, ведь смерть одного существа неизбежно влечёт за собой рождение нового. Зверь – это зло, Охотник – добро, и в их вечной битве нет и не может быть победителя. Добро и зло – две стороны одной медали, поэтому не совсем понятно, где кончается одно и начинается другое. Зверь и Охотник могут воплощать любые две дихотомические сущности. Что такое дихотомия? Это парные понятия, вещи, явления, которые не могут существовать друг без друга. Где нет света, нет и тьмы; где нет любви, нет ненависти. Охотник и Зверь – это любые два явления, которые находятся в постоянной борьбе, но не могут существовать по отдельности.

Роль огня в смысловой картине песни Наутилус Помпилиус – Зверь

Огонь, свет, в том числе небесных светил играет важную роль в поэтике текста «Зверь». Уже в первых четырёх строках «огненные» образы употребляются целых четыре раза:

Я смотрю в темноту, я вижу огни .

Это где-то в степи полыхает пожар.

Я вижу огни , вижу пламя костров .

Это значит, что здесь скрывается зверь.

Кадр из фильма «Брат», в котором звучала песня Наутилус Помпилиус — Зверь

Поначалу можно подумать, что костры – это дело рук людей, которые охотятся на Зверя. И далее по тексту слышим: «Я кружу в темноте, там, где слышится смех». Чей это смех – не тех ли, кто загнал Зверя в угол и окружил пламенем костров? Но дальше становится ясно, что это не так. Огонь – это атрибут Зверя, а охотится на Зверя не дозволено никому, кроме самого Охотника. Никто другой не смог бы побороть этого противника.

Искры тают в ночи, звёзды светят в пути.

<…>

Он уже крепко спит – слишком сладкая боль.

Не горит, не горит, утихает огонь .

<…>

Он ещё крепко спал, когда слабая дрожь

Мелькнула в груди, с неба вылился дождь .

Что мы видим в этих строках? Зверь уснул – считать ли это завуалированным обозначением смерти, пока непонятно, но одно ясно: он потерял свою силу, Охотнику больше не нужно его преследовать. И вместе с потерей этой силы «утихает огонь». Утренний дождь заливает последние искры. Итак, мы убедились в том, что огонь – это не дело рук людей-охотников, это неотъемлемый атрибут самого Зверя. Теперь Зверь приобретает черты мифологической птицы Феникс, которая погибает в огне и вновь возрождается из пепла.

Мифологичность текста песни Наутилус Помпилиус – Зверь

Так что же случилось со Зверем в финале песни? Погиб ли он, настиг ли его Охотник? Почему Охотник неожиданно проникся таким сочувствием к своей жертве и отпустил её? Давайте проанализируем заключительные строки песни «Зверь», чтобы найти ответ на эти вопросы.

Кадр из фильма «Брат», в котором звучала песня Наутилус Помпилиус — Зверь

«Я лечу и мне грустно в этой степи», – поёт Охотник. Почему лирический герой песни вдруг полетел? Что это означает? Это становится понятно дальше:

Когда утро взойдёт, он с последней звездой

Поднимется в путь, полетит вслед за мной.

Охотник и Зверь вознеслись на небо вместе, стали звёздами. Да, именно так: наши герои превратились в небесные светила. Здесь мы подходим к одной важной особенности текста песни «Зверь»: он глубоко мифологичен, а сюжет, в котором герой или пара героев превращается в небесные светила, широко распространён у народов мира. Но есть и другая мифологическая особенность этого текста: замкнутость в круг, циклическое развитие. В финале песни становится понятно, что борьба Охотника и Зверя не закончена, да и не борьба это, а скорее гонка по кругу. Охотник преследует Зверя, Зверь – Охотника. И на земле, и на небе они вечно будут гнаться друг за другом, потому что эти образы не имеют отношения к реальности, это сугубо метафорические, мифологические сущности.

rss