Обзорный ряд - Edna & Harvey: The Breakout - Автор: Инесса

Опубликовано: 02.09.2018

У человека нельзя отнять воспоминания

( «Остров проклятых», 2010 год)

 

Помните о нас, ибо мы тоже любили, жили и смеялись

В 2010 вышел на экраны великолепный психологический триллер Мартина Скорсезе с Леонардо ди Каприо в главной роли - «Остров проклятых» по малоизвестному в России роману Денниса Лехейна «Закрытый остров». Главный герой в начале, и он же в конце – два разных, во всех смыслах, человека. Первый – человек уверенный в себе и в окружающих, на службе, хотя и с душой, израненной прошлым, но твёрдо и до последней клеточки мозга верящий в окружающую действительность. В финале – человек, сломленный своими воспоминаниями, который больше не может прятаться от себя и своего монстра. Он понимает, что придётся сделать выбор: уйти опять в ту понятную реальность, или наказать себя и поставить точку.

Тем, кто ещё не видел данного шедевра, очень рекомендую к внимательному просмотру. На просторах Интернета до сих пор не утихают споры по поводу финала и его трактовки. Актёрский состав, сценарная адаптация книги, операторская работа, эпизоды воспоминаний и сопровождающая сцены музыка – всё настолько гармонично, что хочется пересматривать фильм ещё и ещё, в надежде увидеть какую-либо дополнительную улику, способную заставить верить Главному Герою.

Выход фильма на экраны состоялся 19 февраля 2010 года . Запомните эту дату! Мы к ней обязательно вернёмся.

 

Если люди говорят, что ты безумна — твои жалкие протесты лишь подтверждают их слова

На первый поверхностный взгляд человека, столкнувшегося с игрой «Эдна и Харви. Взрыв мозга», она никак и ни в коем разе не напоминает триллер Скорсезе. Эдна в эротически распахнутом на спине балахоне и маленький дружок Харви – совсем не федеральные маршалы, а больница вовсе не для преступников, хотя и психиатрическая. Пациенты кажутся вполне безобидными, забавными и смешными. Скорее, это охрана представлена садистами, которым нравятся их роли тюремщиков.

Халгор и Шизель, безымянные охранники на вышке, сами рискуют попасть на место своих заключённых. Доктор Марселл - вообще вселенское зло.

- Какая-то тёмная тайна связывает тебя с доктором. Тёмная, замалчиваемая тайна, - поведал Эдне опасный пациент по прозвищу Ключник, который, как и она, мечтает удрать за стены больницы.

Проблема у неё, как считает сама Главная Героиня, только одна – она не может вспомнить, почему она здесь, да ещё и в отдельной камере. За что такая честь и особый режим? Вот и Харви - «проекция подсознания» - уверен, что любым способом они должны выйти отсюда. Там, в доме отца, Эдна сможет всё вспомнить. По крайней мере, на воле слаще вспоминать.

 

Как будто безумие заразно…

Прежде чем Эдна обретёт свободу, ей придётся найти общий язык с другими «несвободными». А сделать это непросто, хотя бы потому, что они невменяемые, или попросту - «психи». Король Альфред сидит в своей «подушечной» крепости и заставляет играть в дурацкие угадайки, рассудительный Алюмен слишком зависит от космической энергии и никак не решается отойти от окна, держась за вешалку. Человек-моль живёт в бельевом лифте (где же ещё!), а Человек-пчела носит костюм просто из солидарности с другими мужчинами в костюмах пчелы.

 

Безусловно, они при более близком знакомстве вовсе не безумнее остального мира. Ладно, не все. Ключник предлагает вполне здравый план побега и пути его реализации, Хоти и Моти подсказывают сидящей под столом Эдне как отвлечь охрану. Контролёр здраво толкует правила перевозки пассажиров в системе бельевого лифта.

А тем временем, официально здоровый господин Поки ходит на групповые занятия для разработчиков компьютерных игр к психиатру. Шизель имеет явные проблемы на почве клюшки для гольфа, принадлежащей его отцу. Охранник на входе не может выговорить и слово без сильного заикания. Да и главный врач Марселл создал себе фетиш в виде комнаты из вещей погибшего сына.

Вы не замечали что-нибудь необычное? — Это психиатрическая больница.… У нас тут с обычным туговато.

Игра весело затягивает необычными персонажами, своеобразными и уместными комментариями синего кролика Харви, неожиданными локациями и неординарными решениями задач. Сделать муху в янтаре? Пожалуйста. Вот ушная сера от аллергии на кофе, вот муха на дне бокала с моющим средством вместо барного коктейля. Вуаля! И профессору Ноку больше не нужен его билет в Копи, то бишь вешалка для проезда в бельевом лифте.

 

Можно продлить удовольствие, предложив Эдне комментировать и использовать каждую мелочь в окружающей обстановке: стул, лампа, цветок. Дайте ей в руки фигурные ножницы, кетчуп и горчицу, и она сможет сделать мир вокруг себя интереснее и с узорами из свежих пятен.

Сам доктор Марселл и его подчинённые не выказывают ни малейшего удивления, узнав о побеге Эдны: «Сколько пациентов сбегали из больницы? Многие. А скольким удалось выйти за ворота? Правильно, ни одному». Не тот случай, док!

 

Средство последней надежды является средством первой помощи

Все задания Эдны крайне логичны: не просто поменять шину или спрыгнуть с высоты на каменный пол прачечной, а найти тех, кто разбирается в автомобилях и предусмотрительно бросить на пол мягкое одеяло для пухового приземления.

На пути героини с завидной регулярностью встречаются не только препятствия, но и средства их устранения. Рядом с полусломанным «драндулетом» стоит новенький лимузин, в багажнике которого находится так необходимый после аварии буксировочный трос. Конечно, придётся проявить изрядную долю фантазии: тот же трос пригодится не в своём прямом качестве. И, тем не менее, он весьма кстати.

Спутники Эдны совсем не бесполезны, даже, когда они погружаются в своё безумие всё глубже. Алюмен хочет стать энергосуществом, Эдна как может, исполняет желание, и вот - антиокислитель наш. Так кстати, если на пути столько запертых ворот!

 

Надо валить на материк, напарник, нечисто здесь…

Квест делится на 2 части: в больнице, и за её пределами. До средины игры - это весёлое, смешное приключение, где можно говорить и делать любые не здравомыслящие действия, комбинировать всё со всем, плавить золото в подвале и изготавливать главный ключ, открывающий почти все двери. Прятаться от охраны в шкафу, жевать старую жвачку и плеваться ею в окно, на стоящие под чуткой сигнализацией, авто. На лицо ирония над желанием быть как все, увлечением внутренней энергией и космической гармонией, биржевыми сводками, научными проблемами и психоанализом.

После не совсем удачного побега за ворота, начинается другая часть, где юмора всё меньше, а психологического детектива пропорционально - больше. Минорные ноты начинают наполнять сцену: появляются локации кладбища, церкви, привычные герои проявляют себя в другом качестве, со своей тёмной стороны. Пастор, так и не успевший поведать Эдне правду о том дне, Ключник отчаянно взывающий к Главной Героине: «Это твоя вина! Ты ведь знала, что меня нельзя выпускать!» По мере приближения к финалу, краски на небе становятся всё мрачнее, те, кому доверяешь, пытаются увести по ложному следу и маленькие друзья иногда оказывают тебе медвежью услугу в попытках оставить всё как есть.

 

 

Жить монстром или умереть человеком?

Финал абсолютно точно напоминает упомянутый в начале фильм. Главную Героиню пытаются увести в сторону, заставить забыть прошлое и одновременно вспомнить то, чего никогда не было. И, даже после открытия окончательного варианта истины, у Эдны еще остаётся возможность выбора. Альтернативная концовка тут как нельзя более кстати. Как не вспомнить федерального маршала перед его моральным правом на выбор! Та же тяжесть в глазах и на душе, пусть и рисованных. «Дорога в мой дом и для любви это не место».

 

Финальная сцена фильма: маяк и океан, как символы безумия. Один из финалов игры: в океане нашли кусочки синего зайца Эдны. И последнее. Помните дату выхода фильма в прокат? 19 февраля 2010 года. Дата ISO релиза игры – всё то же 19 февраля 2011 года. Маленькое совпадение в череде многочисленных сходств. И, тем не менее, это впечатляет.

 

Моя оценка игры

 

 

 

Инна Иванова (Инесса)

rss