F2P vs P2P. В чем разница и за кем будущее?

Опубликовано: 02.09.2018

видео F2P vs P2P. В чем разница и за кем будущее?

Black Desert Online: графика

В последний год особенно часто стали появляться в сети новости о том, что та или иная игра переходит с P2P-модели на F2P: наметился заметный перевес в сторону условно-бесплатной модели пользования многопользовательских игр. Да что говорить, сама Ubisoft обратила внимание на очень перспективную роль f2p-игр и планируют перенести свои наиболее удачные градостроительные проекты, Anno и The Settlers в многопользовательский режим. А создатели серии Crysis пошли еще дальше – немецкая игродельная компания Crytek вообще решила после Crysis 3 окунуться целиком в мир f2p-игр. Но, прежде чем свалимся в обсуждение темы, вспомним, что является F2P-подпиской, а что P2P.


старт запуска Black Desert, какой набор купить, что лучше выбрать, что содержит, P2P и F2P сервера

Азы игровых подписок

Pay - to - Play (или P 2 P ) предполагает, что вы будете платить за игровое время каждый месяц или, единожды купив игру, последующее игровое время будете проводить уже на бесплатной основе. Ярыми представителями данного крыла всегда были и будут Blizzard и их ММО-монолит World of Warcraft . К числу других игр на схожих условиях можно назвать EVE Online (космическая онлайн-стратегия с элементами экономики), а также недавно вышедших The Secret World и Guild Wars 2 .


Black Desert. Премиум сервер. Готовим основу для игры.

Free - to - Play (или F 2 P ) подписка является полной противоположностью P2P. Платить за игровое время не нужно, покупать игру не нужно. Продукт распространяется свободно через официальный сайт, там же находится регистрация. Выделять в этой группе кого-то бессмысленно, так как число подобных проектов давно и всерьез перевалило за тысячу.

Т.е. условно-бесплатные игры позволяют всем и каждому участвовать в проекте, независимо от уровня доходов, количества свободного времени и характера самого человека. Платные проекты заставляют человека не только играть постоянно, утягивая в неформальную социальную сеть игровых аватаров, но и платить за любое игровое время хотя бы однажды в месяц.

Казалось бы, free-2-play полностью должен подмять под себя платные игры, ведь на его стороне и фанатский интерес и бОльшее количество игроков, да и простота бесплатных ММО признавалась едва ли не всеми аналитиками. Но, как говорится, не тут-то было.

Причины популярности P2P-игр

Беспрекословным лидерством World of  Warcraft в компоненте MMORPG давно никого не удивишь. Игра, которой стукнуло в этом году 8 лет (без учета RPGшного прошлого), по-прежнему стоит особняком в жанре MMORPG. Большинство конкурентов, вышедших до 2010 года, благополучно или почили в бозу, или перешли на бесплатную основу, поняв, что на платной подписке слишком много теряют игроков. Сколько было таких молодых да ранних? Aion , Lineage , LoTRO некоторое время пытался цепляться за месячную плату… Даже стародавний Everquest 2 успел побыть в роли платной игры, но быстро бросил стрижку денег с подписчиков, растеряв половину базы всего за несколько месяцев. Лишь две игры (из наиболее пропиаренных), взимающие игровую подписку до сих пор, остаются EVE Online и World of Warcraft . Да и то, у sci-fi MMO появилась возможность продлять месяц игрового времени через внутриигровой магазин. Накопал руды с метеорита - продал подороже на аукционе и деньги на следующий месяц у тебя уже в кармане.

В этом у World of Warcraft появились два сильных конкурента: The Secret World и Guild Wars 2 . Надолго ли у них хватит запала и силенок держать своих игроков в ежовых рукавицах P2P - очень большой вопрос. Из стана Funcom уже стали поступать первые ласточки о возможности перевода игры на бесплатную модель, что символизирует.

Guild Wars 2 в этом отношении очень и очень сильный проект, с качественным сценарием и неплохой проработкой. Да и судя по частоте выхода разных патчей и дополнений, ArenaNET знает, что нужно для раскрутки нового проекта и поддержания интереса со стороны клиентов. И даже пятидесятидолларовый ценник не пугает людей. Это ли не показатель?

Достаточно печально в этом плане смотреть на Star Wars: The Old Republic . Одна из самых ожидаемых sci-fi MMO прошлого года провалилась с таким треском, что эхо трижды обогнуло игровой мир. Менее чем через год после запуска, игра благополучно перекочевала на бесплатную модель и лишь после этого смогла остановить усиленный отток игроков. В обзорах ММО мы изредка упоминали об этом, но здесь стоит рассказать подробнее.

Все начиналось достаточно радужно для BioWare: старт продаж сулил неплохие дивиденды разработчикам и издателям, количество игроков с лихим свистом перемахнуло один миллион, но примерно после марта месяца - как отрезало. Продажи рухнули в 50 (!) раз, а отток пользователей возрос почти в три раза. Таким образом, к лету (когда многие ММО, наоборот, по понятным причинам набирают клиентскую базу) пользователей стало меньше миллиона, а в сентябре BioWare сухо диагностировало, что собирается перевести игру на бесплатную игровую подписку. Только после этого исход прекратился, и удалось стабилизировать ситуацию. Многие зарубежные аналитики сходятся во мнении, что причиной такому жуткому провалу стала не только слабая игра (о чем высказался буквально каждый второй рецензент в Америке и Европе). Большинство выразили мнение, что ежемесячная игровая подписка в n-ное количество зеленых американских Вашингтонов не соответствует уровню игры и ожиданиям.

MMOFPS не для P2P-модели

Вот уж кто не видит в противостоянии P2P и F2P подписок ничего предосудительного - создатели игр в поджанре MMOFPS. Здесь платная подписка попросту не оправдает себя из-за излишней конкуренции. Только на территории России действует около десятка проектов, которые пытаются друг у друга отвоевать (отстрелять) пальму первенства. Тут тебе и Cross Fire , и APB , и Point Blank , и Operation 7 . Не будем забывать и про самый сильную MMOFPS прошлого года – Warface , взявшую не так давно премию РУнета. Хотя, если учитывать конкурентов, победа далась проекту слишком легко.

Зная планы Ubisoft, можно легко представить, какой из проектов попытается продвинуть французско-канадская фирма. Вполне вероятно нас ждет очередной шутер из серии Tom Clancy’s Ghost Recon , да еще и на F2P-основе. Другой вопрос, сможет ли этот проект принести какую-нибудь фишку в игровой процесс, чтобы отличаться от того же Warface хоть чем-то. В любом случае, это дело Ubisoft и пусть у них голова на это работает, мне своих забот хватает.

Что мы имеем в сухом остатке из всего вышесказанного. Pay-2-Play-модель слишком своеобразна и требует больших финансовых вливаний не только на стадии разработки проекта, но и для продвижения среди клиентов. Кроме того, не будем забывать, что WoW и Guild Wars 2 не разрабатывались на пустом месте, а имели огромную игровую базу и развились уже из существующих игр, что дало стартовый клиентский «капитал» из игроков, которым нравится серия. В первом случае им оказалась RPG Warcraft , во-втором, первая часть Guild Wars . Те же Secret World и Aion созданы с нуля и уже испытывают финансовые трудности.

Еще одним серьезным и, часто бывает так, губительным минусом нужно признать жадность разработчиков/издателей. Они требуют от игры и клиентов всего и сразу. Они требуют большой фанатской базы, постоянного дохода и если игра не окупает вложенных инвестиций, начинается нервозность в разработческом корпусе. А тогда в офис приходят богатые инвесторы и мило просят вернуть кредиты на 10 миллионов долларов, потраченные только на разработку проекта. Отсюда многочисленные баги в дополнениях и последующие горячие багофиксы и патчи все это дело исправляющие. Все делается в спешке и на коленке, теряется вся суть ММО-игры. Изначально затеваемая для души разработка, превращается в бессмысленное сгребание денег в одну копилку для последующего распределения: на разработку, на погашение кредитов, на зарплаты работникам, в карман директорам… Все это утрирование чистой воды, но ведь правдой от этого не перестает быть.

Не будем забывать и тот факт, что большинство пользователей Free-2-Play-игр - пользователи 12-18 лет, не имеющие постоянного дохода, а значит не способные оплачивать дорогостоящие игровые подписки. Они вынуждены искать для себя бесплатные клиентские проекты без ежемесячной дани в карман разработчиков. Плюс бесплатной подписки в том, что игру для себя можно найти абсолютно любую и при этом не забивать себе голову мыслью - «У меня же игровой клиент закачивается!!!! Нужно срочно найти деньги, а потом играть, играть, играть, чтобы окупить потраченные средства сполна!!!». Опять же, утрированно.

И главный вопрос: за кем будущее? Смогут ли free-2-play окончательно сместить с трона лучшей MMO-игры World of Warcraft или так и будут смотреться бедным родственником на его фоне?

Скажем так, сложно вообще представить игру, которая способна сместить World of Warcraft с королевского трона. Даже лихо стартовавшая Guild Wars 2 максимум, что сможет сделать - стать ближайшим вассалом, правой рукой, но не более. Также, нет никакой уверенности, что сместить сможет другой проект BlizzardTitan , долго и упорно остающийся в тени. И в то же время, World of Warcraft существует только до того момента, как разработчики находят что-то интересное из известной вселенной и привносят в свою игру. Делают они это прекрасно: нужно обновить графику - они разнесли половину мира с помощью дракона Смертокрыла; нужно вернуть фракции к войне между собой - открыли Пандарию… Не мудрено, что цифра официальных пользователей после выхода таких аддонов возвращается к восьмизначному количеству, медленно теряя в процессе ожидания. WoW умрет только тогда, когда разработчики перестанут поддерживать проект, перестанут радовать игроков новыми фичами и свежими нововведениями. В противном случае, конкуренты будут продолжать становиться в очередь «на новенького».

И все же после всего сказанного, необходимо напомнить всем, что free-2-play всегда был и будет очень популярен. Никакой WoW не сравнится с количеством пользователей только российских проектов на основе условно-бесплатной основы. Другое дело, когда в мире появятся такие игры, способные при свободной модели собирать десятимиллионные клиентские базы? Это, что называется, риторический вопрос.

И F2P, и P2P продолжат свое негласное соревнование и впредь. Их борьба за ум и кошелек своих подписчиков постоянно меняется, добавляются новшества. Совершаются и ошибки, куда без них - но без ошибок не может быть прогресса.

rss